Обзор: перспективы машиностроения пока туманны

Статистика фиксирует глубокий спад в отрасли, что было прогнозируемо заранее. Но что ожидать дальше – полного понимания нет даже на краткосрочном горизонте

Российское машиностроение оказалось в числе наиболее пострадавших отраслей промышленности от изменения макроэкономический ситуации после начала проведения специальной военной операции на Украине. Начиная с марта, динамика производства в отрасли стабильно отрицательная. В целом по итогам полугодия 2022 года спад составил 3,3%, а во втором квартале – 9,0%. Из отраслей обрабатывающего сектора промышленности более глубокий спад во втором квартале был зафиксирован только в производстве табачных изделий (на 24,4%), а также в обработке древесины и производстве изделий из нее (на 9,8%).

Результат вполне ожидаемый, хотя поначалу предполагалось, что будет еще хуже. Когда в марте-апреле одна за другой стали уходить иностранные компании, казалось, что отрасль вообще встанет. Однако более-менее обошлось. На короткий срок остановилось лишь легковое автомобилестроение, но и оно в июне частично реанимировалось после перезапуска АВТОВАЗа.

В некоторых машиностроительных подотраслях даже сохранилась положительная динамика. Это прежде всего касается тех секторов, которые производят продукцию на основе собственных конструкторских разработок, и поэтому всегда имели сильные позиции – энергетическое машиностроение и оборонный комплекс.

Однако большинство остальных подотраслей снизило выпуск продукции, и самый глубокий спад произошел в тех из них, которые производят потребительские товары – автомобили и все, что с ними связано, а также бытовую технику и электронику. Выпуск этой продукции в России осуществлялся преимущественно в режиме сборки с той или иной степенью локализации. Уход иностранных собственников фактически оставил предприятия без передовых технологий и базовых компонент. В связи с этим производство холодильников, стиральных машин, телевизоров во втором квартале снизилось вдвое, легковых автомобилей – в 10 раз. Свою роль тут сыграла также девальвация рубля и резкое подорожание продукции.

Компонентное голодание стало главной бедой машиностроительной отрасли и главной страшилкой прогнозистов. Все остальные проблемы – спрос, финансирование, логистика – они, в принципе, решаемы, причем сравнительно быстро.

В наибольшей степени проблема дефицита комплектующих отяготила автомобилестроителей. Даже самая «домашняя» модель АВТОВАЗа – Lada Granta – почти на треть состоит из импортируемых запчастей.

В числе остро пострадавших можно выделить также вагоностроителей, которые столкнулись с дефицитом кассетных подшипников, используемых в производстве инновационных вагонов. Крупнейший производитель инновационных грузовых вагонов Тихвинский вагоностроительный завод на несколько месяцев ушел в простой.

Существенно сократился выпуск зерноуборочных комбайнов, несмотря на хороший инвестиционный потенциал аграриев. «Ростсельмаш» сообщил, что производство ряда моделей затруднено, так как раньше около 10% компонентов поступало из-за границы.

Также могут возникнуть большие сложности у судостроителей – оказалось, что в России не производят двигатели мощностью 15 МВт и выше для крупнотоннажных судов. В зоне риска находятся и авиастроители, что особенно важно, так как точка невозврата «Боинга» и «Эйрбаса», похоже, пройдена, и в скором времени самолетный парк может критически сократиться.

Даже вышеупомянутое энергетическое машиностроение сейчас в затруднении в связи с уходом «Сименса», у которого было несколько СП в России. В результате, под вопросом оказался ожидаемый выпуск высокомощной газовой турбины, а также могут возникнуть сложности с выпуском локомотивов «Синара».

Это лишь те примеры, которые на виду. В машиностроении работают десятки тысяч предприятий, и многие из них сейчас столкнулись со схожими проблемами, и каждое решает их по-своему, так как системного рецепта пока нет. При этом следует оговориться, что компонентная зависимость не является признаком дефектности российского машиностроения. Это специфика машиностроения любой страны. Просто случился такой трудно предсказуемый форс-мажор, и из этой ямы надо как-то выбираться. В данном случае хорошо хотя бы то, что проблема зафиксирована, отчерчена и принята, как неминуемая данность, но полного понимания, что с этой данностью делать дальше, пока нет.

В большинстве других отраслей промышленности уже произошло понимание границ бедствия. В добывающей промышленности, в химической промышленности, в металлургии, в деревообработке первостепенной проблемой стало сужение рынка сбыта из-за ограничения экспорта, что тоже неприятно, но не является исключительным феноменом, так как такие проблемы периодически возникают в силу цикличности экономических процессов. Можно сказать, что кризис в этих отраслях сейчас практически стабилизирован, так как худшее уже произошло.

Про машиностроение этого сказать нельзя. Причем в данном случае со сбытом проблем почти нет. Напротив, уход западных компаний открывает новые перспективы, но они упираются в ограниченные возможности, и эту проблему банальными субсидиями на стимулирование спроса не решить.

И хотя большой катастрофы в первые месяцы не произошло, темпы спада вроде бы установились на одном уровне, но, возможно, что в данном случае стабилизация лишь промежуточная, достигнутая за счет старых резервов или краткосрочных контрактов. Никто не гарантирует, что через квартал или два, когда и эти резервы иссякнут, проблема не обострится с новой силой, и ее снова надо будет решать в аварийном режиме – с колес.

Самый вроде бы легкий и быстрый выход – перейти на китайские или «параллельные» запчасти – не является панацеей, а создание с нуля новых предприятий, хотя и сулит взрывной рост инвестиций и занятости в будущем, но этот путь – во-первых, не быстрый и дорогой, а во-вторых, упирается в еще одну не менее твердую преграду – недостаток квалифицированной рабочей силы. А вот эту проблему уж точно «параллельным» импортом не решить.

Более детальный анализ трендов развития российского машиностроения в первом полугодии 2022 года и прогнозы на весь текущий год приведены в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-июня 2022 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг».

Объем бюллетеня – 41 страница формата А4, включая 21 график и 16 таблиц. В качестве источников информации используются данные Росстата, ФТС, АЕБ, АСМ-Холдинга, данные компаний, данные СМИ, собственные расчеты РИА Рейтинг.

Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.

Содержание аналитического бюллетеня «Машиностроение: тенденции и прогнозы» – выпуск № 47 (итоги января – июня 2022 года), ключевые индикаторы отрасли, а также примеры графиков и таблиц доступны по ссылке >>>

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»

Источник: riarating.ru

Оцените статью
Поделиться с друзьями
NEWS-RUS.RU
Добавить комментарий