Обзор: результат машиностроения в марте – худший в промышленности

По итогам первого квартала машиностроительный комплекс продемонстрировал рост производства, но в марте произошел резкий спад, и в целом по итогам года ожидается глубоко отрицательный результат

 Результат машиностроения в первом квартале можно считать вполне удовлетворительным. По оценке МЭР, суммарный рост производства по сравнению с январем-мартом прошлого года в пяти машиностроительных отраслях составил 3,1%. Однако положительный результат получен за счет высоких темпов роста в январе и феврале, тогда как в марте произошел резкий спад, который составил 7,6% в годовом сравнении, что является худшим показателем с июня 2020 года.

Спад очевидный и вполне ожидаемый. То есть он стал очевидным и ожидаемым лишь несколько дней спустя 24 февраля, когда стал ясен примерный масштаб последствий экономического противостояния между Россией и недружественными странами. До 24 февраля никто ничего подобного не ожидал.

В марте 2022 года одни и те же проблемы возникли в той или иной степени у большинства промышленных отраслей – это нарушение логистических механизмов, сужение рынков сбыта, резко возросшие ставки по кредитам, валютная лихорадка и пр. Но именно машиностроение оказалось в эпицентре «идеального шторма», потому что случилось наиболее страшное зло для этой отрасли – изоляция. И хотя в изоляции оказались все, но большинство других промышленных отраслей либо более самодостаточны, либо их продукция очень важна для остального мира. «Недружественные» страны не перестанут, во всяком случае скоро, покупать российские нефть, газ, удобрения, металлы, но они легко и уже сейчас могут не покупать российские автомобили, насосы, турбины, самолеты и телевизоры.

К сожалению, российская машиностроительная продукция, за небольшим исключением, не очень привлекательна в мире, но и это не самая главная ее беда. Российское гражданское машиностроение практически не может существовать без остального мира. И в данном случае имеется в виду не столько рынок сбыта, сколько источник идей, технологий и комплектующих. Значительная часть российской машиностроительной продукции не имеет стопроцентной степени локализации и в той или иной степени зависит от импортных компонент. В некоторых случаях эта зависимость критическая, и данный губительный фактор проявил себя в первом же месяце изоляции, о чем свидетельствует результат, а первыми, кто попал под каток разразившегося кризиса, оказались производители потребительских машиностроительных товаров – легковых автомобилей и бытовой техники – их выпуск в марте сократился вдвое.

Проблемы с комплектующими автомобилестроители стали испытывать еще в прошлом, когда во всем мире возник пресловутый дефицит чипов. Но после начала специальной военной операции (СВО) сортимент дефицитных комплектующих вырос на несколько порядков, так как, во-первых, был остановлен их импорт из многих стран, а во-вторых, западные компании под тем или иным предлогом стали останавливать свои российские предприятия. При этом доля зарубежных марок среди выпускаемых в России легковых автомобилей до последнего момента составляла более 70%, но и остальные 30% отечественными можно назвать лишь условно, так как начинка в них тоже зарубежная. Аналогичная ситуация сложилась и в производстве бытовой техники и электроники.

Также на результат машиностроительного комплекса в марте повлияла девальвация рубля. Во-первых, она еще больше снизила доступность импортных комплектующих. Во-вторых, фактор неопределенности сузил горизонты бизнес-планирования, в связи с чем многие организации поставили на паузу инвестиционные процессы до стабилизации ситуации. В-третьих, девальвация стимулировала инфляцию, доходы населения снизились, тогда как рублевые цены на автомобили и бытовую технику резко подскочили. В результате продажи сократились на 40-60%.

В других машиностроительных отраслях и подотраслях в марте динамика производства была получше. Где-то зависимость от импортных комплектующих ниже, чем у автомобилестроителей, либо были созданы их запасы, где-то меньше доля отверточной сборки, где-то менее чувствительный к негативным переменам потребитель, либо имеется надежный заказ от государства. Но, по мнению экспертов РИА Рейтинг, все те проблемы, которые ощутили на себе автомобилестроители, через три месяца, полгода или год в той или иной степени ощутят остальные машиностроители за редким исключением.

Эксперты РИА Рейтинг полагают, что по итогам 2022 года динамика производства в машиностроительном секторе будет глубоко отрицательной вследствие всех вышеперечисленных факторов. Восстановить положительную динамику удастся не сразу – по мере того, как будут найдены новые поставщики комплектующих из дружественных стран, либо будут созданы более-менее дееспособные производства внутри страны.

При этом кризис, как это часто бывает, открывает и новые возможности, так как с уходом западных компаний российские потребители волей-неволей станут искать и заказывать аналогичную технику у отечественных производителей. Но в данном случае увеличение внутреннего спроса, опять же, упирается в проблему дефицита комплектующих, которую надо решать как можно быстрее, а иначе количественный рост производства будет сопровождаться снижением качества.

Предварительный прогноз экспертов РИА Рейтинг – снижение производства в машиностроении по итогам 2022 года составит около 10%.

Более детальный анализ трендов развития российского машиностроения в первом квартале 2022 году и прогнозы на весь текущий год приведены в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-марта 2022 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг».

Объем бюллетеня – 38 страниц формата А4, включая 21 график и 16 таблиц. В качестве источников информации используются данные Росстата, ФТС, АЕБ, АСМ-Холдинга, данные компаний, данные СМИ, собственные расчеты РИА Рейтинг.

Бюллетень выпускается с 2011 года на ежеквартальной основе. График выпуска бюллетеня: итоги года – март-апрель, итоги I-го квартала – июнь, итоги первого полугодия – сентябрь, итоги 9-ти месяцев – декабрь.

Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.

Содержание аналитического бюллетеня «Машиностроение: тенденции и прогнозы» – выпуск № 46 (итоги января – марта 2022 года), ключевые индикаторы отрасли, а также примеры графиков и таблиц доступны по ссылке >>>

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»

Источник: riarating.ru

Оцените статью
Поделиться с друзьями
NEWS-RUS.RU
Добавить комментарий