Прогноз: спад в машиностроении по итогам 2022 года составит около 10%

Спад производства по итогам 2022 года может составить около 10%, но в 2023 году темпы спада будут меньше за счет постепенного устранения возникших проблем и фактора низкой базы

Российское машиностроение после довольно неплохого результата в 2021 году, кода рост производства составил 11,5%, в текущем году существенно ухудшило динамику. По оценке МЭР, снижение машиностроительного производства в январе-сентябре текущего года относительно аналогичного периода прошлого года составило 7,1%.

Из отраслей обрабатывающего сектора промышленности более глубокий спад, чем в машиностроении, по итогам девяти месяцев зафиксирован только в производстве табачных изделий (-11,4%), в производстве текстильных изделий (-9,9%), в обработке древесины и производстве изделий из нее (-9,6%).

Динамика машиностроительного производства быстро ухудшилась от квартала к кварталу. Если в первом квартале наблюдался рост производства в годовом сравнении на 3,1%, то во втором квартале оно сократилось на 10,6%, в третьем квартале – на 12,4%.

Глубина спада в машиностроительном секторе по итогам января-сентября 2022 года была самой большой за последние семь лет. Более глубокий спад в последний раз наблюдался в январе-сентябре 2015 года. Но при этом отметим, что снижение произошло на фоне рекордного роста в прошлом году, который, в свою очередь, был вызван «отскоком» от низкого результата пандемийного 2020 года.

Ухудшение динамики во втором и третьем кварталах произошло вследствие осложнения общей экономической ситуации после начала СВО и последовавшими за этим санкционными ограничениями российской экономики со стороны недружественных стран. Эти ограничения привели к нарушению логистических цепочек, к сужению рынков сбыта, к проблемам с финансированием и пр.

Кроме того, усугубился дефицит комплектующих. Если в прошлом году наблюдался жесткий дефицит микросхем, то в 2022 году из-за разрыва отношений с западными поставщиками сортимент дефицитных комплектующих вырос в несколько раз, так как значительная часть российской машиностроительной продукции не имеет стопроцентной степени локализации и в той или иной степени зависит от импортных компонент и материалов.

Плюс к этому, снижение производства произошло из-за того, что собственниками многих машиностроительных предприятий являются иностранные компании, которые после событий февраля объявили о приостановке своей деятельности в России или даже об окончательном уходе.

Кроме того, резкое ослабление рубля, произошедшее в феврале-марте, привело к подорожанию автомобилей, бытовой техники и электроники, что в свою очередь резко сократило спрос населения на эту продукцию. И хотя впоследствии рубль быстро укрепился, что стало еще одной проблемой для экономики, цены на импортную продукцию к прежним уровням не вернулись, и поэтому спрос населения во втором и третьем кварталах оставался слабым.

Тем не менее, несмотря на негативный результат в целом по машиностроительному сектору, не во всех его дивизионах ситуация развивалась по одинаковому кризисному сценарию. Из восемнадцати машиностроительных подотраслей, положительная динамика по итогам девяти месяцев зафиксирована в пяти, а по итогам третьего квартала – в трех.

Наивысший темп роста среди подотраслей в январе-сентябре зафиксирован в производстве машин и оборудования общего назначения (ОКВЭД 28.1) – более чем на четверть по сравнению с девятью месяцами прошлого года. В этой подотрасли сосредоточены предприятия, выпускающие двигатели и турбины, гидравлическое и пневматическое силовое оборудование, насосы и компрессоры, трубопроводную арматуру, подшипники и проч.

Также рост производства по итогам девяти месяцев отмечен в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий (ОКВЭД 26), в производстве электродвигателей, генераторов, трансформаторов, распределительных устройств и контрольно-измерительной аппаратуры (ОКВЭД 27.1), в производстве летательных аппаратов, включая космические (ОКВЭД 30.3), в производстве прочего электрического оборудования (ОКВЭД 27.9).

Наихудший результат среди машиностроительных отраслей ожидаемо получен в автомобилестроении. Снижение производства автотранспортных средств (ОКВЭД 29.1) составило по итогам девяти месяцев 49%. Эта отрасль, которая стала испытывать трудности еще в прошлом году из-за дефицита чипов, фактически оказалась парализованной во втором квартале в связи с закрытием большинства предприятий, принадлежащих иностранным компаниям.

Также почти на 40% снизилось производство бытовых приборов (ОКВЭД 27.5). Как уже говорилось выше, весенняя девальвация рубля привела к резкому удорожанию бытовой техники и снижению спроса населения на нее. Кроме того, многие предприятия, выпускающие бытовую технику, принадлежавшие иностранным компаниям, объявили о приостановке своей деятельности в России.

Более чем на 10% произошло снижение в таких подотраслях, как производство электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей (ОКВЭД 27.2), производство кабелей и кабельной арматуры (ОКВЭД 27.3), производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава (ОКВЭД 30.2).

Эксперты РИА Рейтинг полагают, что снижение производства в машиностроении по итогам 2022 года составит около 10%, что станет худшим показателем с 2009 года. При этом вероятность того, что машиностроительное производство выйдет на положительную динамику в 2023 году, не велика, но темпы спада будут ниже, чем в 2022 году – за счет фактора низкой базы, частичного устранения возникших проблем и мер господдержки. В частности, ожидается отскок от крайне низких показателей текущего года в автомобилестроении, в производстве бытовой техники. Кроме того, возможно возобновление положительной динамики в железнодорожном машиностроении и производстве дорожно-строительной техники.

Более детальный анализ трендов развития российского машиностроения за девять месяцев 2022 года и прогнозы на весь текущий год приведены в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-сентября 2022 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг».

Объем бюллетеня – 44 страницы формата А4, включая 21 график и 16 таблиц. В качестве источников информации используются данные Росстата, ФТС, АЕБ, АСМ-Холдинга, данные компаний, данные СМИ, собственные расчеты РИА Рейтинг.

Бюллетень выпускается с 2011 года на ежеквартальной основе. График выпуска бюллетеня: итоги года – март-апрель, итоги I-го квартала – июнь, итоги первого полугодия – сентябрь, итоги 9-ти месяцев – декабрь.

Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.

Содержание аналитического бюллетеня «Машиностроение: тенденции и прогнозы» – выпуск № 48 (итоги января – сентября 2022 года), ключевые индикаторы отрасли, а также примеры графиков и таблиц доступны по ссылке >>>

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»

Источник: riarating.ru

Оцените статью
Поделиться с друзьями
NEWS-RUS.RU
Добавить комментарий